Для более удобного понимания и использования наших наблюдений для исследователей и любителей средневековой книжной миниатюры мы приводим ниже постраничную таблицу по всем миниатюрам Радзивиловской летописи, в соответствии и по аналогии таблицы, которую мы видели в факсимильном издании 1994 года.Л.3-95об., первый этап, "архаический", второй автор правит первого.Л.3(м.1) —
1+2[1] линии предварительного наброска деревьев, коричневого цвета и.м.1
[2] (цвет чернил практически
[3] совпадает с цветом букв шрифта текста), прорисовки фигур серого цвета, обводка (толстая), чёрного цвета, и.м. 2
[4] (писец?).
Л.3об. (м.2) — 1+2 тонкие линии предварительного наброска сероватого цвета, и.м.1, горка, мелкие, красные мазки на ликах, толстая прорисовка и.м.2 (писец?).
Л.4 (м.3) — 1+2 тонкие линии предварительного наброска сероватого цвета и.м.1, сверху прописаны толстыми, чёрными линиями и. м. 2, которые осыпались на лицах. Горка — наличие маленькой круглой пипочки, красные мазки на щеках, толстые, чёрные линии и.м.2 (писец), правки писца на ликах практически осыпались вместе с забеливанием второго мастера, поэтому проступили лики первоначального рисунка, и.м.1.
Л.4об. (м.4) — 1+2, тонкие линии предварительного наброска сероватого цвета и.м.1, сверху были прорисованы толстыми чёрными линиями и.м.2 (писец), которые осыпались на лицах, и.м. 2, чёрная прорисовка (окончательная), на полголовы выше, предварительной прорисовки серыми чернилами, красные мазки на щеках.
Л.5 (м.5) — 1+2, тонкие линии предварительного наброска сероватого цвета и.м. 1, сверху были прорисованы толстыми чёрными линиями и.м. 2, которые осыпались на лицах, особенно на лицах сидящей фигуры и стоящей напротив. Остатки красной краски на щеках, тонкая прорисовка и.м. 1. Чёрные, толстые линии прорисовки и.м. 2, штрихи, которой резкие и отрывистые, напоминают характерную манеру писца, который пишет буквы отдельными элементами, наподобие пунктира, редко проводя плавные и длинные линии.
Л.5об.в., (м.6) — 1+2, два лика, слева забелены и поверх белил сделана прорисовка сероватого цвета, и прорисовка ликов чёрным цветом, которые осыпались со временем, корона, по центру, также осыпалась. Скорее всего, первая прорисовка тонкими линиями сделаны и.м.1, а чёрными, толстыми линиями — и.м.2, причём в вольной манере, сдвигая лица и ступни фигур, влево и вправо.
Л.5об.н., (м.7) — 1+2, изначально лист прорисован серыми линиями
[5] и.м.1 и сверху чёрными линиями и.м.2, чернила практически везде осыпались. Горка, справа — и.м.1.
Л.6об. (м.8) — 1+2, барабан по центру забелён белилами, сверху линии серого цвета, много исправлений первоначального рисунка, правок, рукава танцующей женщины по центру. В целом, общее впечатление, что весь рисунок миниатюры изначально принадлежал и.м. 1; однако линии плавные, нет прерывистых, пунктирных линий как у писца, но все правки и обводку линий и.м.1, первого автора, скорее всего, сделал писец, и.м.2, характерные черточки вместо глаз. Заметно, что забеленный контур центральных фигур, с длинными рукавами и фигура с барабаном были раскрашены. А если учесть, что первый мастер практически не писал красками, то это второй мастер (писец?), правил самого себя. Как правило, все подготовленные контуры рисунка первого художника под забеливанием второго художника — не тронуты краской, а все что мы видим, кроме отдельных элементов сбруи лошади и нескольких стягов, шпор, принадлежит второму автору.
Л.7 (м.9) — 1+2, изначально лист прорисован серыми линиями и.м.1 (S- образная грива лошади), а поверх чёрные, пунктирные линии и.м.2, писца, которые практически осыпались по всей поверхности, обнажив предыдущий слой, сделанный и.м.1.
Л.7об.в., (м.10) — 1+2, изначально лист прорисован серыми линиями в и.м.1, а наверху, по забелке второго мастера, мы видим чёрные, пунктирные линии и.м.2, которые практически осыпались по всей поверхности. Деревья, по своей манере, прорисовки напоминают S-образные гривы лошадей первого мастера. Цвет коричневых чернил прорисовки первого автора, меняется. От коричневатого оттенка до сероватого цвета, но, в целом, они не попадают в тон коричневых чернил букв текста.
Л.7об.н., (м.11) — 1+2, над головой сидящей фигуры слева, виден ещё один лик. Сероватая прорисовка и.м.1 и осыпавшаяся, чёрная краска прорисовки и.м.2(писец)
Л.8 в. и н., (м.12, 13) — 1+2, тонкие линии коричневых чернил, прорисовка и.м.1. Повсюду видны следы чёрной прорисовки и.м.2 (писец?), сильно осыпавшейся.
Л.8об. в., (м.14) — 1+2, сверху видны следы прорисовки чёрной краской и.м. 2, повторяет только общую форму, не копируя в точности её конструкцию, практически вся осыпалась, уздечка, красновато-коричневого света (два кольца), поверх прорисовки и.м.1. Видно пунктирно-штриховую гриву второго мастера, поверх S- образной гривы первого мастера.
Л.8об. н., (м.15) — 1+2, ситуация полностью повторяет л.8об. в., две надписи между фигурами, слева и справа, близки по цвету уздечки коня, нарисованного сверху, справа.
Л.9 (м.16) — 1+2, справа, видны буквы текста, которые примыкают к башне, но отличаются по цвету в более тёплую сторону.
[6] Первоначальные лики прорисовки в и.м.1 слегка забелены и поверх раскрашены и прорисованы чёрной краской, причём красная краска фигуры с бородой, слева, сдвинута от первоначального рисунка вверх, что можно предположить, что раскраской также занимался и.м.2, второй мастер (писец?).
[7] Слева, в ладье есть изображение воина в западноевропейском рыцарском доспехе.
Л.9об.в. и н., (м.17,18) — 1+2, повсюду видны забеливания лиц и лошади, спереди и.м.2, нарисован свой вариант лошади с характерной гривой (пунктирная). Нарисованной отрывистыми, пунктирными штрихами, которые резко отличаются от иконографии S-образной гривы и.м.1, которая представляет собой волнистые линии, плотно расположенные вдоль шеи лошади. Слева, на миниатюрах, изображены домики с башенками в готическом стиле. Возможно, оригиналом послужил западноевропейский источник, из которого первый автор перенес эти изображения. Так, как все остальное без изменений, одежда, горка, лошадь, оружие, стяг, то можно сделать осторожный вывод, о том, что художники летописи перерисовывали с неких источников не полностью всю композицию во всех деталях, а только необходимые им в данный момент фрагменты, частичное, фрагментарное изъятие нужных деталей по выбору. Горки, справа, на миниатюрах изображены в иконографической манере первого мастера.
Л.10в. и н., (м.19, 20) — 1+2, на основе прорисовки и.м.1 правки и.м.2, после забеливания, чёрными чернилами, со временем, практически осыпавшимися. «Забеливание» вторым автором (писцом?) неправильных мест — лиц, шлемов, рука воина с копьём в башне и т.д. Слева видны изображения короны, зубчатого типа (башенная корона о трех зубцах) и воин в западноевропейских доспехах и свалившийся с головы шлем, что встречается крайне редко в средневековых русских лицевых рукописях.
Л.10об.в. и н., (м. 21, 22) — 1+2, чёрная краска правок и.м.2, практически вся осыпалась. Нижняя: слева, шапка всадника, полностью перекрыла буквы текста, что произошло при раскраске и.м.2.
[8] Серые линии и.м.1 упираются в буквы, но не перекрывают их. Причём очень тонкой линией была сделана предварительная рамка для композиции, по всей видимости, чтобы не заходить за буквы, шлем на всаднике справа, был нарисован дважды, больший контур был забелён вторым мастером, который неоднократно уточнял свои же изображения, забеляя белилами, ошибочные, по его мнению места.
Л.11в. и н., (м. 23, 24) — 1+2, наблюдается осыпание белил и чёрных правок второго мастера, а также и красочного слоя (из-за большого количества клея), где многие лица как бы раздваиваются, а забелённые участки становятся прозрачными и через них просвечивают ненужные детали, что придаёт изображениям некий хаос.
Л. 11об., в. и н., (м.25, 26) — 1+2, наблюдается осыпание белил и чёрных правок второго мастера, нижняя миниатюра; на трёх фигурах, слева, видны следы первоначального подготовительного рисунка свинцовым карандашом (?), также продавленные линии, по свидетельству О.И. Подобедовой, линии от штихеля, первоначальной прорисовки.
[9]Л.12в. и н., (м. 27, 28) — 1+2, наблюдается осыпание белил и чёрных правок второго мастера (и.м.2), на нижней миниатюре видны две горки слева, под башней, которые принадлежат и.м.2 (с маленькой полусферой или почти шариком над лещадкой, как, справа). Три наконечника копий в нижней миниатюре, того же цвета что и уздечка (красно
- коричневого). Нижняя миниатюра: на шлемах всадников, есть навершия круглой формы.
Л.12об., (м.29) — 1+2, виден «забеливание» верхнего ряда шлемов, где у всадника спереди, теперь видны два шлема, один большой, сзади, а пропорциональный спереди, как у всадников позади. Художник для покраски двух флагштоков (стягов), воспользовался той же краской, что и для уздечки, красновато
-коричневой. В целом, больше заметно работы второго мастера, чем первого мастера.
Л.13в. и н. (м. 30, 31) — 1+2, здесь при наличии всех предыдущих признаков интересно как прорисован лик у сидящей фигуры по центру (и.м.1). Она прорисована не как обычно чёрной краской в и.м.2, а в и.м.1, хотя, скорее всего, вся сцена была прорисована коричневыми чернилами (краской) в и.м.1, но потом была забелена и правлена вторым мастером (и.м.2). Можно предположить, что первый автор (и.м.1), тонкими линиями, намечал общий контур (предварительный набросок), а потом, частично, сам прорисовывал темно
-коричневой краской (чернилами) более толстой линией, но по каким
-то причинам оставил свою работу, а второй автор был вынужден заканчивать все что прорисовал и набросал первый автор (ученик). Для этого, он предварительно забеливал рисунки первого мастера, а потом прорисовывал сам чёрной краской и раскрашивал в красках, потом краски осыпались вместе с контуром и белилами. Это делало слой с белилами прозрачнее и через него стали проглядывать предыдущие слои рисунка. Как правило, это только контуры, еще не раскрашенные. Отсюда и возник весь
[1] 1+2, здесь и ниже будет означать систему двух иконографических манер, где вторая на первой, но во многом, утрачена из-за «разбела» белой краской, возможно замешанной на меловой основе.
[2]Сокращение ( и.м. 1) здесь и везде обозначает иконографическую манеру рисунка №1, то есть первого мастера Радзивиловской летописи.
[3] Практически совпадает, но не на 100%, как мы увидим в других местах рукописи, например, в миниатюре второго мастера л. 72 об.
[4] Сокращение ( и.м. 2) здесь и везде обозначает иконографическую манеру рисунка №2, то есть второго мастера (писца?) Радзивиловской летописи.
[5] Серые линии прорисовки первого мастера (и.м.1), скорее всего коричневые, но под белилами они приобрели сероватый оттенок.
[6] Цвет коричневых чернил контура прорисовки и.м.1, первого мастера отличается от цвета коричневых чернил текста летописи в более холодную сторону и ближе к сепии по цвету, как цвет чернил текста напоминает бистр.
[7] В дальнейшем по разным признакам подтверждается гипотеза о том, что раскраской занимался почти исключительно второй мастер.
[8] Второй мастер часто перекрывает буквы текста своими изображениями, что не позволял себе первый мастер, у которого все элементы изображений в миниатюрах находятся точно в границах существующего текста летописи.
[9] Видны следы, первоначального, подготовительного рисунка, свинцовым карандашом (?), а также видны линии вдавленного характера, по свидетельству О.И. Подобедовой, линии от штихеля, первоначальной прорисовки. Такие следы подготовительного рисунка О.И. Подобедова замечает с миниатюры л.4 по миниатюру л.79 об. По нашим наблюдениям такие подготовительные наброски свинцовым карандашом(?) или продавленные линии наблюдаются по миниатюру л. 79 об., и далее нигде в рукописи не встречаются. Причем встречаются такие линии не регулярно, а лишь у некоторых миниатюр, и мы их замечаем не с миниатюры л.4, как у О.И. Подобедовой, а с миниатюры л. 11 об. нижняя.
этот хаос между слоями, где нужные контуры пропали, а ненужные появились вновь. Отсюда и возникает столько нелепостей в изображениях миниатюр, создавших все эти сложности для исследователей.
Л.13об., (м.32) — 1+2, частично забеленная по центру, лица первого автора, практически нетронуты и.м.2, фигура в красном, слева: виден первоначальный рисунок свинцовым карандашом (?) и видны линии вдавленного характера, по свидетельству О.И. Подобедовой, линии от штихеля, первоначальной прорисовки.
Л.14в., (м.33) — 1+2, фигура по центру частично забелена и правлена вторым автором, всё остальное в и.м.1. Раскраска: добавлены нимбы, изначально не намеченные первым автором, как и на предыдущей миниатюре.
Л.14н., (м.34) — 1+2, следы забеливания и чёрной правки и.м.2, справа чернилами, коричневого цвета, нарисован флаг со звездой и полумесяцем, а так же видно, что шрифт текста нарисован сверху на желтой трубе с красной обводкой, что доказывает близость по времени шрифта текста и рисунков. Возможно, флаг с полумесяцем и звездой пририсован позднее самой раскраски первым мастером и остался без раскраски.
Л.14об., (м.35) — (1+2), рисунок забелен и правлен вторым мастером, один лик, слева (юноша), остался нетронутым его правкой, близок иконографический к первой миниатюре л.3.
Л.15в., (м.36) — 1+2, от и.м.1 сохранилось два лица по центру, деда и юноши, горки, меч слева и справа, архитектура.
Л.15н., (м.37) — 1+2,сохранились три лица юношей(и.м.1). Нос корабля снизу «правлен» теми же чернилами, что и написанный текст (и.м.2).
Л.15об.в. и н., (м.38, 39) — 1+2,справа,
горка и.м.2(с шишечкой наверху) , нарисованная над горкой и.м.1, а также хорошо сохранились лица мужчины с бородой и юноши, прорисованные первым мастером. На нижней миниатюре хорошо сохранилось лицо юноши (по центру и справа), первого мастера.
Л.16 (м. 40) — 1+2, змея, кусающая за ногу мужчину с копьем в центре, не раскрашена, принадлежит руке первого мастера.
Л.16об., (м. 41) — 1+2, много «разбела», красная фигура, слева: виден первоначальный рисунок свинцовым карандашом (?) и видны линии вдавленного характера, по свидетельству О.И. Подобедовой, линии от штихеля, первоначальной прорисовки.
Л.18об.(м.42) — 1+2, первоначальный рисунок, блестящий материал, свинцовый карандаш (?) и видны линии вдавленного характера, по свидетельству О.И. Подобедовой, линии от штихеля, первоначальной прорисовки .
Л.19 (м. 43) — 1+2, меч в центре, нарисован коричневыми чернилами, возможно, все дополнительные детали, писец дорисовывал коричневыми чернилами, которыми написан сам текст, единственно, что они немного в зеленоватую сторону по цвету, что может говорить и о первом мастере, а если это так, то правки они могли делать совместно. Первоначальный рисунок, блестящий материал, свинцовый карандаш (?) и видны линии вдавленного характера, по свидетельству О.И. Подобедовой, линии от штихеля, первоначальной прорисовки.
Л.19об., (м.44) — 1+2, слева,
прорисована лошадь, полностью совпадающая с иконографией первого мастера как формой тела, так конской сбруей, на хвосте лошади видны продавленности от первоначального рисунка, по свидетельству О.И. Подобедовой, линии от штихеля, первоначальной прорисовки.Л. 20об., (м.45) —1+2, уздечка, наконечники копий красно-коричневого цвета в цвет уздечки коня, на второй лошади правка гривы, чёрной краской (и.м.2). Виден первоначальный рисунок свинцовым карандашом(?), и видны линии вдавленного характера, по свидетельству О.И. Подобедовой, линии от штихеля, первоначальной прорисовки.
Л.21в. и н., (м. 46, 47) — 1+2, верхняя: меч и стяг (раскрашенный) — первый автор, нижняя: меч — и.м.1.
Л. 21об., в. и н., (м. 48, 49) — 1+2, возможно, расписывание прорисовки миниатюры (как, например м. 88), частично, также делалась и.м.1, и при «разбеле» она подмывалась, местами окрашивала белила в розоватый оттенок. В целом это не меняет общей картины раскраски, где по нашему мнению ее сделал второй мастер (писец), но некоторыми возможными вставками первого мастера: сбруя коня, кольчатая уздечка, копья (без наконечников), шпоры, сапоги, возможно прописка красной краской как на миниатюрах под наклейками л.88, 88об., 89в. и. н., 95 об. Хотя прописка стягов вне контура прорисовки стягов (л.88 об., 89 в.), говорит другое; что вся раскраска принадлежит второму автору, и в частности та, которая подмывается забеливаниями. Это указывает на то, что второй мастер переделывал не только работу первого мастера, но и свою в том числе.
Л.22в. и. н., (м.50, 51) — 1+2, верхняя: частично лицо мужчины с бородой, слева и юноши, справа, подожженная церковь с краю, справа, принадлежит прорисовке коричневыми чернилами, отличными от чернил текста рукописи, первому автору. Нижняя: копья с лезвиями наконечников, справа, такого же цвета, красно-коричневых, темных чернил, как и уздечки коней, нарисованных поверх «забелки» первого мастера и принадлежат руке второго мастера (писца), однако, копья, справа близки по цвету коричневых чернил первого мастера и по форме принадлежат его руке.
Л.22об., в. и н., (м. 52, 53) — 1+2, верхняя: башня, слева, и.м.1. Нижняя; башня, справа, по центру осталась прорисовка коричневыми чернилами головы юноши и.м.1.
Л. 23в., (м. 54) — 1+2, наконечники копий написанных красно-коричневой краской находят на буквы текста, что типично для второго мастера. Первый мастер намечает только древки копий (м. 95об., под наклейкой), никогда не заходят за границы текста. Возможно, есть признаки того, что раскраска и.м.1 перекрашивалась и.м.2, при этом размывалась, а сверху и.м.2 подкрашивал по «новой», причём набор красок у обоих авторов один, что во многом говорит о том, что они работали вместе или параллельно в одно время. Хотя может быть другой сценарий: второй автор, подкрашивал контур прорисовки первого автора, а потом «забеливал» и подкрашивал снова. И в этот момент возникало подкрашивание белильного слоя красным цветом. Справа горки — и.м.2.
Л.23н., (м.55) — 1+2, лицо мужчины с бородой, левее от центра, принадлежит прорисовке и.м.1.
Л.26(м.56) — 1+2, полоса зеленого цвета, внизу под фигурами, написана позднее и не согласована с контуром прорисовки первого автора, что говорит о работе второго автора, менявшего первоначальные смыслы миниатюр летописи.
Л.26об., (м.57) — 1+2, миниатюра полностью «забелена» и переправлена вторым мастером (писцом), кроме частично, церкви, слева и столпа с идолом, мечем и щитом, справа. Щит у идола и внизу «сердцевидной» формы. Полоса зеленого цвета, внизу под фигурами, написана позднее и не согласована с контуром прорисовки первого автора, что говорит о работе второго автора, менявшего первоначальные смыслы миниатюр летописи.
Л.27в., (м.58) — 1+2, справа, на полях, змеевидный росчерк, чёрными, но не густыми чернилами, возможно, сделан вторым мастером. Полоса зеленого цвета, внизу под фигурами, написана позднее и не согласована с контуром прорисовки первого автора, что говорит о работе второго автора, менявшего первоначальные смыслы миниатюр летописи.
Л. 27н., (м. 59) — 1+2, стяг слева, при раскраске увеличен вторым мастером, хорошо просматривается конская сбруя и уздечка у лошади, справа, второго матера. Видны копья (с маленькими наконечниками, не выходящими на буквы текста, а точно остановившиеся перед самыми буквами, снизу), первого мастера из-за «забела» вторым матером,
Л.27об., (м. 60) — 1+2, хорошо видно, как красочный слой отходит от белильного забеливания (фон, розовый цвет, структура мелких чешуек отстающих от основы, краски).
Л. 28в. и н., (м. 61, 62) — 1+2, полоса зеленого цвета, внизу под фигурами, написана позднее и не согласована с контуром прорисовки первого автора, что говорит о работе второго автора, менявшего первоначальные смыслы миниатюр летописи.
Л.28об., (м.63) — 1+2, иконография горок с шишечками наверху второго мастера, которые нанесены поверх округлых горок первого мастера. Сохранилось несколько лиц юношей в ладье, слева, первого мастера без правок второго.
Л. 29в. и н., (м.64, 65) — 1+2.
Л. 29об., в. и н., (м.66, 67) — 1+2, верхняя: горка, слева, кубок, меч, башня и справа принадлежат руке и.м.1, без правок и.м.2.
Л.30(м.68) — 1+2, полоса зеленого цвета, внизу под фигурами, написана позднее и не согласована с контуром прорисовки первого автора, что говорит о работе второго автора, менявшего первоначальные смыслы миниатюр летописи.
Л.30об., (м.69) — 1+2, стрелы коричневыми чернилами в цвет чернил текста, отрубленные головы, и.м.2, башня и меч, и.м. 1.
Л.31в. и н., (м.70, 71) — 1+2, полоса зеленого цвета, внизу под фигурами, написана позднее и не согласована с контуром прорисовки первого автора, что говорит о работе второго автора, менявшего первоначальные смыслы миниатюр летописи.
Л. 31об., (м. 72) — 1+2, полоса зеленого цвета, внизу под фигурами, написана позднее и не согласована с контуром прорисовки первого автора, что говорит о работе второго автора, менявшего первоначальные смыслы миниатюр летописи. Наличие «разбела» поверх раскраски, что, возможно, доказывает наличие изначальной раскраски первого автора или это пробная раскраска второго автора.