Часто встречаются миниатюры, где набросок сохраняется внутри изображения. Видно как мастер корректировал, уточнял предварительный набросок, менял композицию. Например, на миниатюре Лаптевского тома 526 об. внизу остались не прорисованные башни, а сверху справа детали архитектуры и фигура, которая осталась в наброске. Возможно, это фигура юноши в короне, передвинутая автором влево, или персона оставшаяся за «кадром».
На миниатюре 531 Лаптевского тома над горками хорошо виден оставшийся в наброске шлем, причем его форма совпадает со шлемами, прорисованными внизу, а справа заметен набросок лошади, которую автор прорисовал немного ниже. И таких примеров в Лицевом своде достаточно. Важно отметить свободу от первоначального наброска: художник легко менял композицию, прорисовывая чернилами окончательный рисунок миниатюры, без помарок и ошибок, что говорит об уверенной и твердой руке мастеров Свода.
Теперь разберем цикл миниатюр из Царственной книги (листы 666об.-680), где имеются девять набросков, сохранившиеся в чистом виде (листы 667, 667об., 668об., 671об., 672, 672об., 677, 677об., 678об.). Интересно выяснить насколько манера этих девяти набросков соответствует манере прорисованных миниатюр, находящихся рядом с ними и в какой степени мастера Лицевого свода были свободны в прорисовке миниатюр. При первом же взгляде мы видим в набросках, несмотря на их явную эскизность, все признаки будущей композиции, характерные архитектурные элементы, детали одеяний, и даже признаки манеры автора.
Идея о том, что первоначальный набросок создавался одним, очень опытным изографом, который держал в своей голове все возможные иконографические композиционные схемы не выдерживает критики. Во-первых, мы видим в миниатюрах ЛЛС большое количество композиционных вариантов, принципиально отличающихся друг от друга по композиционному мышлению. Во-вторых, в Своде можно выделить не менее шестнадцати художественных манер, которые кардинально отличаются изображениями горок, архитектурных деталей, элементов вооружения и одеяний, архитектонике ликов и многим другим
[v]. Возможно, существовал один или несколько главных мастеров, руководящих и контролирующих весь процесс создания миниатюр, но очевидно, что первоначальный набросок создавал непосредственно тот, кто потом делал прорисовку.
Конечно, могли быть и были исключения из этого правила
[vi]: например, по наброску мастера, более опытного художника, прорисовку мог сделать менее опытный ученик. Это видно на части миниатюр Свода, где очевидны признаки манеры и мастерства опытного автора, но исполнение явно слабее: кривые линии, нарушенные пропорции и т.д.
Теперь обратимся к конкретике деталей девяти набросков Царственной книги и сравним их с миниатюрами, лежащими в одном ряду с ними.